Интервью журналу "The Best flora" О.А.Дробнич и Д.М.Львова (ООО "Парковая реставрация")

Дворянская усадьба... Достаточно сказать эти два слова, и в памяти возникает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и зеркальный пруд. Образ поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому уму и чувству. Возрождение и сохранение дворянских усадеб и связанного с ними российского культурного наследия, одна из самых насущных задач современности.

park rest

Восстановление усадебных территорий всегда начинается с парков и чтобы они радовали глаз долгие годы, необходим грамотный и компетентный подход. Компания «Парковая реставрация» – одна из немногих, имеющих большой опыт работы в восстановлении культурно-исторических памятников. О восстановлении садово-парковой архитектуры, редакции журнала The Best flora расскажет ландшафтный архитектор компании «Парковая реставрация» Ольга Арсеньевна Дробнич и архитектор-реставратор Дмитрий Львов.

 - Расскажите об опыте работы Вашей компании.

У «Парковой реставрации» довольно глубокие корни, которые начались от «Парковой экспедиции» Всесоюзного объединения «Леспроект», созданной для реставрации парков и ландшафтов музеев-усадеб, музеев-заповедников, памятников садово-паркового искусства еще в советское время. За продолжительный период работы восстановлены такие знаменитые усадьбы, как Михайловское, Тригорское, Петровское в Пушкинском заповеднике, Спасское-Лутовиново И. С. Тургенева, Ясная поляна Л. Н. Толстого, Кусково Шереметьевых, Архангельское Юсуповых и многие другие. Все эти усадьбы являются объектами культурного наследия, поэтому проекты их реставрации заказывали у профессионалов компании «Парковая экспедиция».

Для того чтобы грамотно восстановить садово-парковую территорию, надо помнить о прошлом, думать о будущем и жить настоящим – таков девиз компании «Парковая реставрация». Поэтому первый этап работ начинается с исследований территории: геодезических, исторических, дендрологических, археологических. При внимательном изучении можно выявить замысел парка, его композиционно-планировочное решение, восстановить дорожно-тропиночную сеть, местоположение павильонов и беседок, расположение цветников, полян, куртин, по микрорельефу прочитать планировку Воздушного театра или садового лабиринта. По планам, рисункам, фотографиям, переписке владельцев и управляющих, записям садовников сохранившимся в архивах, музеях и у потомков владельцев, составляется представление о том, какими были усадьба и парк, как велось хозяйство. Дендрологические исследования выявляют видовой состав древесно-кустарниковых насаждений, их возраст, состояние, мероприятия по лечению.

По возрасту деревьев и типу посадок можно определить основные этапы формирования усадьбы. В усадьбах 18 века закладывались регулярные сады, на рубеже 18-19 вв. они преобразовывались либо дополнялись пейзажными парками, а в конце 19 – начале 20 вв. опять появилась тенденция создавать регулярные композиции. По архивным документам и обследованию территории определяют границы усадьбы и парка, окруженных валом с канавой, и прилегающей местности, которая входила в состав имения и играла важную роль в формировании всей усадьбы. Территории усадеб различны: Архангельское – более 300 га, Поречье около 100 га, из них парк занимает 70 га, Кусково более 300 га, есть и небольшие усадьбы порядка 5-10 га.

По ведению хозяйства усадьбы можно разделить на увеселительные и экономические. Но часто это сочетание двух аспектов. Так, Кусково, Архангельское – примеры увеселительных усадеб, были чисто экономические усадьбы – поречье Уваровых (лесное и сельское хозяйство), Горки Ленинские (сельское хозяйство), Щапово (сельское хозяйство), усадьба Бобрики (винокуренный завод), усадьба Григорьевских (сыроварение), усадьба Юрьевых и усадьба Злынь (конезаводы)

Малые формы и элементы ковки составляли важную часть садово-паркового ансамбля усадьбы. Часто предметы малой архитектуры исчезали после смерти хозяина. Малые архитектурные формы восстановить достаточно сложно, если не осталось никаких изображений. Реставрация по аналогам может привести к потере индивидуальности усадьбы. Например, в усадьбе Воронцово, надо было восстановить китайский павильон 18 века. Для этого надо было проанализировать китайский стиль 18 века, представление русских о нем, заимствованное из европейских парков и книг того времени, и воплотить в восстановленном павильоне уже современную интерпретацию русского китайского стиля 18 века.

Характерной особенностью русских усадебных садов является выращивание плодовых и ягодных культур, огороды даже в «увеселительных» усадьбах. Ярким примером является Кусково, где все боскеты регулярного сада были заняты плодовыми садами и огородами, а в пейзажном парке Гай была молочная ферма.

- Какие деревья, кустарники, цветы росли на территории усадеб?

В регулярных парках основной вид деревьев – липа, из которой легко формировать стриженные шпалеры разной высоты и формы, штамбовые деревья с различной формой кроны. Кроме липы, часто использовали для этих же целей ель и березу. В пейзажных парках высаживали довольно много экзотических растений – лиственница, пихта, сосна веймутова и румелийская, сосна кедровая сибирская. Из кустарников часто встречаются желтая акация и дерены, по граничным валам – чубушник (жасмин), шиповник и сирени, источающие приятный запах, рябинник рябинолистный и различные виды спирей, радующие обильным цветением. Цветочные культуры в богатейшем ассортименте – лилия кудреватая – «Царские кудри», рябчик императорский – «Царская корона», ирисы, печоночница, барвинок, колокольчики, телекия, фиалка душистая, подснежники – галантусы, белоцветники, крокусы. Эти травянистые растения успешно акклиматизировались и «дичали», поэтому напочвенный покров старинных парков представляет большую ценность и требует очень бережного отношения при проведении реставрационных работ. Иногда, при восстановительных работах снимают напочвенный покров, привозят новый растительный грунт, сеют газон, при этом уничтожая ценные растения, которые остались с тех времен и могут украшать сад и радовать новых владельцев.

- Сколько времени требуется для восстановления усадьбы?

park rest 2

Надо отметить, что усадьба – это объект культурного наследия, и парк до реставрации не менее интересен, чем парк после реставрации. Начинать следует с изучения парка, не меньше года потребуется на предпроектные исследовательские работы, чем тщательнее они проведены тем, быстрее и легче проектировать. Значительный период занимает процесс согласования проекта, особенно в Москве. Период проектирования зависит от площади парка, инженерного обеспечения территории, количества малых архитектурных форм и проработки проекта, в среднем тоже около года. Реставрационные работы лучше разбить на этапы. Не следует забывать, что в отличие от традиционной архитектуры, объекты архитектуры ландшафтной всегда постоянно изменяются и формирование парка – это непрерывный процесс.

Территории восстановленных усадеб можно использовать в различных целях: для реализации образовательных и оздоровительных программ, туризма, творчества, производства. Следует учитывать, что усадьбы как объекты культурного наследия имеют охранные зоны с различным регламентом их содержания. Поэтому будущему владельцу надо понимать все обременения, затраты и доходы дальнейшей эксплуатации усадебной территории. Только компетентные специалисты могут избавить владельцев от лишних финансовых и временных затрат и обеспечить эффективное использование усадьбы.

- Сейчас на территории усадеб быстро развивается направление садовых затей. Расскажите о нем подробнее, Дмитрий.

Истоки русских садовых затей начинаются в 18-19 веках и основная их функция – репрезентативная, затея – это изюминка. Дворянские забавы несут новые идеи современникам, приводят к развитию нашей культуры, традиций. Одна из оригинальных затей – лабиринты, созданные из кустарника. При прохождении лабиринтов приходится решать ряд определенных задач, серия таких лабиринтов выполнена в усадьбе Воронцово и пользуется большой популярностью у посетителей парка. В исторических парках можно попытаться воссоздать и дух самой усадебной жизни – как люди одевались, ходили, говорили, все это можно продемонстрировать современникам.

Воздушные или зеленые театры на лоне природы сделаны из природного материала – живые изгороди, стены, условно зрительный зал, кулисы, амфитеатр. Один из примеров – воздушный театр в Кусково, где в фойе в антракте можно поесть землянику, растущую в боскетах. В таких театрах можно проводить джазовые и симфонические музыкальные концерты. Второй тип театров специально не организовывался, а предусматривал спонтанные действия. Для это выбиралось два берега реки, находясь на одном из которых, смотришь на театральные действия и декорации другого берега и наоборот.

Различные постройки усадеб можно восстанавливать для тех, кто глубже хочет узнать нашу культуру и представить себя на месте барина, крепостного, дворецкого. На территории усадеб, при соответствующем покрытии, можно ездить верхом и в повозках. Богатейший исторический материал дает нам все возможности для восстановления, сохранения и приумножения наших культурных и исторических традиций и представления России, как страны с неисчерпаемым источником вдохновения и творческих идей.

Источник публикации: Журнал "The Best flora" - статья "Парковая реставрация"