Л.Г.Морозова (ООО «Парковая реставрация»)

Архитектурно-парковый ансамбль «Кусково» - один из шедевров русского садово-паркового искусства середины XVIII века. Усадьба принадлежала сподвижнику Петра I, видному военачальнику Б.П. Шереметьеву. Расцвет усадьбы приходится на годы правления усадьбой сына Б.П. Шереметьева – Петра Борисовича Шереметьева. Он превратил Кусково в летний загородный «увеселительный» дом, где проводились торжественные приемы, многолюдные праздники.

Своеобразие Кусковского паркового ансамбля состоит в том, что единство архитектуры и природы достигнуто тем, что каждый павильон или сооружение является композиционным центром своего микроансамбля, который в свою очередь входит составной частью в сложный ансамбль парка и подчинен основному архитектурно-планировочному решению усадьбы.

Не исключением является и ансамбль Итальянского садика при Итальянском домике. Данный проект – очередная попытка восстановления жемчужины Кусковского парка, прекрасного образчика позднего барокко.

Итальянский садик расположен между Итальянским прудом и рощей, примыкает к восточному фасаду Итальянского домика, построенного в 1754 – 1755 г.г. под руководством архитектора Ю.И. Кологривова с участием Ф.С. Аргунова.

Планировочная структура садика хорошо видна на «Плане увеселительному дому и саду села Кускова, лежащего от Москвы в 7 верстах к востоку, принадлежащего его сиятельству графу Петру Борисовичу Шереметьеву. Сочинен 1782года. Сочинил А. Миронов». В «Экспликации к плану крепостного архитектора Алексея Миронова 1782 года» значится под №37 «Итальянский дом и при нем садик, который огорожен железною решеткою, а внутри оного украшено цветниками, сделанными из раковин разных родов, а вокруг оных рабатки с растущими цветами, по середине же оных цветников поставлены на пьедесталах марморовые статуи, изображающие четыре времени года: весна, осень, лето, зима, дерновая горка, которая убирается оранжевыми деревьями. Внизу оной горки и среди оного садика – фонтаны. При подошве горки поставлена на пьедестале марморовая статуя – Юнона.»

Анализируя объемно-планировочную структуру сада, мы четко видим основные черты, присущие итальянскому барокко: богатство декоративного убранства, камерность, обработка рельефа и др.

Миниатюрный Итальянский садик, выполненный в регулярном стиле, имел все черты, присущие этому стилю. По центральной оси участка расположен Итальянский домик, занимая доминирующее положение. Двухэтажный, прекрасных пропорций Итальянский домик похож на маленький итальянский дворец (Италия XVIII века считалась «отечеством искусств» и «страной дворцов»). Все фасады его расчленены пилястрами и карнизами, украшены барельефами в виде ваз, масок, гирлянд. Внутри домик также похож на маленький дворец, в его небольших залах располагались картины, скульптуры.

Итальянский садик мы можем рассматривать как «зеленую» комнату, которая как бы продолжает дворец, и не просто продолжает, а как бы стремится сравниться с ним по роскоши убранства. Он не был предназначен для прогулок, а скорее для отдыха и развлечений на свежем воздухе. Вокруг сада – ограждение, что формировало его визуальную замкнутость, камерность, присущую садам барокко. Входы располагались непосредственно у дома с южной и северной стороны, замыкала центральную перспективу дерновая терраса с фонтаном и статуей Юноны перед ним. Небольшие размеры сада предполагали тщательную проработку планировки, а также декора внутреннего убранства: цветочного партера, мраморных статуй, фонтанов, садовой мебели и др.

Конечно, масштаб плана не позволил детально показать рисунок партера, отделку фонтанов, но основные планировочные элементы четко видны: регулярная планировка участка, расположение фонтанов, скульптуры, дерновой террасы, ограждения.

Центральную часть сада занимает партерный компартимент (характерная садово-парковая композиция XVII – XVIII в.в), состоящий из четырех идентичных цветочных ковров, симметрично расположенных вокруг фонтана. В центре каждого ковра – скульптуры, изображающие четыре времени года. Тщательно проработанный рисунок цветочных ковров прекрасно воспринимался с балкона 2-го этажа. Миниатюрность садика придавала особую внушительность небольшому Итальянскому домику.

В экспликации к более раннему плану (1763г.) значатся ещё и «розовые шпалерцы». Вероятно, это небольшие шпалеры – специальные решетки, к которым подвязываются ветви розовых кустов для придания им определенной формы. Точное местонахождение их установить не удалось.

К сожалению, на момент разработки проекта садик был практически полностью утрачен, сохранились лишь чаши фонтанов, по небольшому холму угадывалось местоположение дерновой террасы.

На основании анализа различных архивных материалов и реставрационно-проектной документации был составлен проект восстановления (реставрации) Итальянского садика.

Основной задачей проекта было наиболее полное восстановление объемно-планировочной структуры Итальянского садика, воссоздание декоративного оформления партера, «розовых шпалерец», восстановление геопластики дерновой террасы, установка скульптур, садовой мебели, кадочных растений, фонтанов. В результате была восстановлена регулярная планировочная структура сада. По центральной оси расположились все основные элементы сада. Покрытие дорожек и площадок предусмотрено мягкое, из гранитных высевок.

Наиболее сложной частью работы было восстановление компартимента, т.к. он был полностью утерян. Рисунок и фактура цветочных ковров разработаны с использованием аналога XVIII века и на основе иконографических и архивных источников.

Центральную часть каждого цветочного ковра (партерца) на фоне газона занимают скульптуры, а вокруг них на фоне песчаного покрытия расположены три пальметты с волютами по краям из декоративного инертного материала.

Пальметты заполняются мраморной крошкой белого цвета (центральная часть) и кирпичной крошкой (боковые части). Волюты заполняются углем-антрацитом. Периметральную рабатку каждого ковра обрамляет полоса стриженого газона. Центральная часть рабатки – чередующиеся посадки лилий, тюльпанов, ирисов, пеларгоний с двухсторонним бордюром из мелколуковичных (крокусы, подснежники, белоцветники) и низких летников (лобелия или агератум). Пеларгония и низкие летники предполагается высаживать после цветения весенних луковичных.

В восточной части садика предусматривается восстановление «дерновой горки», «дерновой уступчатой штуки» (на плане 1763 г.). Она имеет вытянутую в плане форму и ступенчатый поперечный профиль с выположенной площадкой шириной 2,5 м на вершине и неширокой круговой террасой, разделяющей единый склон на два самостоятельных откоса. В западной части выположенного откоса в специальной нише восстанавливается фонтан. На верхней площадке предусмотрена установка штамбовых цитрусовых деревьев со сформированными шарообразными кронами в вазонах на специальные площадки с песчаным покрытием.

Восстановление «розовых шпалерец» планируется напротив центрального фонтана у южной и северной стороны ограды путем формирования на специальной решетке парковой розы Альба Суавеоленс.

Ограждение садика проектируется из металлических решетчатых секций на металлических столбах.

Первый этап реставрационных работ был выполнен в 2008 г. Восстановлены основные элементы садика. На следующем этапе предполагается восстановление «розовых шпалерец», установка садовых скульптур, находящихся в настоящее время в запасниках музея – усадьбы «Кусково», штамбовых цитрусовых деревьев.

К сожалению вдоль северной границы садика рядовая посадка лип середины XX в. препятствует проведению реставрационных работ.