Статья в журнале "Охраняется Государством" И.Д. Колина (ООО "Парковая реставрация", ландшафтный архитектор, главный архитектор проекта)


К 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского.

Петр Ильич Чайковский тщательно выбирал места для проживания, важным критерием при этом была живописность окружения, способная вдохновлять на создание новых музыкальных произведений. Одним из таких мест стала усадьба Майданово, где Чайковским были созданы сказочный балет «Спящая красавица», опера «Чародейка», увертюра «Гамлет», сюиты и фантазии.

 

chai

В наше время имя Петра Ильича Чайковского – гения русской музыки – обычно связывают с домом в Клину, где теперь находится музей великого композитора. Однако в этом доме он прожил чуть больше года, купив его незадолго до своей кончины. Большую часть своей подмосковной творческой жизни Чайковский провел в местах неподалеку от Клина, где гостил у друзей или снимал жилье. Обычно Петр Ильич очень тщательно выбирал места для проживания, важным критерием при этом была живописность окружения, которое могло бы вдохновлять композитора на создание новых музыкальных шедевров. Одним из таких мест явилось Майданово, где Чайковский провел конец 1880-х и начало 1890-х гг.

1

Усадьба Майданово Клинского района Московской области, памятник истории и культуры середины XVIII – конца XIX веков, тесно связана с жизнью и творчеством великого русского композитора, здесь он жил и работал в 1885-1887 гг. и в 1891-1892 гг. Решением Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/13 усадьба Майданово была определена как объект культурного наследия регионального значения.

В 2014 году в рамках разработки научно-исследовательской и проектной документации для прединвестиционной подготовки по объектам культурного наследия «Усадьбы Клина – Демьяново, Фроловское, Майданово» и по заказу Министерства культуры Московской области ООО «Парковая Реставрация-Гардарика» были проведены комплексные научно-исследовательские работы по объекту культурного наследия регионального значения «Усадьба Майданово» (парк с прудами), где в 1885-1887 гг. и в 1891-1892 гг. жил и работал композитор Петр Ильич Чайковский, и разработана концепция развития данной территории.

Из истории места

Майданово – старинное русское село, через которое пролегал древний путь из Москвы в Тверь и Новгород. Майдан – слово, от которого произошло название села Майданово, довольно распространено во многих регионах России и означает «село, поселок, деревня». В словаре Даля одно из значений слова «майдан» – площадь, торг, базар.

История села прослеживается с середины XVI века. Тогда оно располагалось в двух километрах к северу от Клина, на правом берегу реки Сестры и представляло собой небольшое селение, центром которого была деревянная Константино-Еленинская церковь, построенная не позднее 1545 года. Документ 1624 года сообщает о новом храме Знамения Пресвятой Богородицы с боковым приделом во имя равноапостольных Константина и Елены.

2

В конце XVI века значительная часть клинских земель перешла в разряд дворцовых. Затем земли стали раздавать вотчинникам, в том числе и светским лицам.Майданово – вотчина, исстари принадлежавшая русскому сословному боярству из царского рода Нарышкиных. В XVII веке Майданово принадлежало Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Во второй половине XVII века владельцем усадьбы Майданово был Лев Кириллович Нарышкин (1664-1705 гг.), родной брат царицы Натальи Кирилловны и дядя царя Петра Великого. После Льва Кирилловича Майданово перешло во владение к его сыну Александру по разделу с братом Иваном.

В 1750 году владение принадлежало жене Александра Львовича Елене Александровне с детьми Александром, Львовом, Наталией, Марией и Аграфеною Александровичами Нарышкиными. В 1790 году усадьбой владел Лев Александрович Нарышкин. Вплоть до начала XIX века Майданово находилось в собственности рода Нарышкиных.

В середине XIX века усадьба принадлежала коллежской асессорше А.И. Карцовой – представительнице рода крупных землевладельцев.

В 1861 году его купила статская советница Н.В. Новикова, наследники которой владели имением вплоть до начала XX века.

В конце XIX – начале XX века владельцы Майданово сдавали усадебные строения, в т.ч. и главный усадебный дом, дачникам. В 1885 году одним из дачников был П.И. Чайковский, уже известный к тому времени композитор. Устав от жизни в больших и шумных городах, Петр Ильич стремился поселиться в тихом и уютном месте, в котором ничто не отвлекало бы его от творчества. Выбор пал на особняк в селе Майданово, принадлежавший помещице Н.В. Новиковой. Майданово в то время было бойким дачным местом, и Петр Ильич не мог смириться с тем, что под его окнами гуляют посторонние в парке. По договоренности с хозяйкой он перебрался из главного особняка в небольшой дом на окраине парка. «Дом этот находится в стороне от других; мне будет огорожена значительная часть сада, в которой я буду распоряжаться совершенно произвольно…» – писал он фон Мекк 15 сентября 1885 года. В 1887 году Новикова начинает распродажу своих земель в Майданове, и Чайковский переезжает в небольшую усадьбу в с. Фроловском, но, после того как хозяйка Фроловского Л.А. Панина начала вырубку окружавших усадьбу лесов, Чайковский вновь возвращается в Майданово, где живет до 1892 года.

В Майданово и Фроловском Чайковским были созданы новая редакция оперы «Черевички» («Кузнец Вакула», 1885 г.), симфония «Манфред» (1885 г.), опера «Чародейка» (1887 г.), сюита «Мопаримана» (1887 г.), симфония № 5 (1888 г.), балет «Спящая красавица» (1889 г.), сюиты для оркестра, увертюра-фантазия «Гамлет» (1888 г.).

К 1930 году рядом с усадебным комплексом был создан рабочий поселок Майданово, специально для рабочих фабрики «Клинволокно». В это время построено шесть деревянных и два кирпичных дома, ясли. В 1930-х гг. главный усадебный дом был разобран, и в 1936 году частично на его фундаменте возводится двухэтажное каменное здание клуба. Остальные усадебные постройки к этому времени были утрачены.

В послевоенные годы поселок Майданово значительно вырос. Рядом в 1940-е гг. образовалось военное кладбище, на котором были захоронены бойцы Красной армии, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Во второй половине XX века возле клуба была установлена стела, посвященная П.И. Чайковскому.

В 1990 году усадьба Майданово взята под государственную охрану.

Особенности формирования планировочной, объемно-пространственной и ландшафтной структуры территории. Ландшафтно-исторический анализ*

На основе историко-культурных исследований и ландшафтного обследования территории, проведенных в 2014 году, в истории Майданово было выделено пять хронологических периодов развития и разработано три эволюционные схемы.

До середины XVIII века на территории будущей усадьбы находились двор боярский, двор конюшенный, в котором жили конюхи, двор скотский, 25 дворов крестьянских и два двора нищих. По-видимому, при боярском дворе был плодовый сад, как это принято было в то время. Боярский двор находился на высоком берегу Москвы-реки. Рядом возвышался деревянный храм XVII века Знамения Пресвятой Богородицы с боковым приделом во имя равноапостольных Константина и Елены.

3

Владельцами вотчины были князья Нарышкины, которые через Наталью Кирилловну, мать Петра Первого, породнились с царской фамилией. Находясь постоянно при дворе, вряд ли хозяева много внимания уделяли благоустройству вотчины. Это подтверждают план 1766 г.5 и план 1784 г.6, на которых усадьба изображена очень условно и без пруда. Однако уже на этих планах изображены плотина и мельница на реке Сестре. В 1772 году в селе был построен новый каменный храм в стиле барокко в честь святых равноапостольных Константина и Елены на месте старой разобранной церкви.

В середине XIX века, когда усадьба перешла во владение коллежской асессорши А.И. Карцовой, были оформлены подъездная аллея и поперечная, ограничивавшие небольшую рощу возле дома (план 1852 года).

В 1861 году Майданово выкупила статская советница Надежда Викторовна Новикова. Вероятно, именно при ней были проведены большие работы по преобразованию усадьбы (страховой план 1896 года). В это время был перестроен деревянный двухэтажный усадебный дом на крутом берегу реки Сестры, перед домом был разбит живописный парк с прудом затейливых береговых очертаний и тремя насыпными островами, построены флигели в разных частях усадьбы (которые в дальнейшем сдавались дачникам для проживания).

4

Центром архитектурно-парковой композиции стал пруд, вокруг которого были проложены прогулочные дорожки, обсаженные липами. С дорожки раскрывались разнообразные виды на пруд и острова. Сложность очертаний береговой линии и островов создавала многообразие пейзажных картин. Острова были соединены изящными мостиками и украшены скульптурами. Дополняли композицию парка беседки и скульптуры, размещенные в разных частях парка, планировочно связанные друг с другом пейзажными дорожками. Одна из беседок стояла невдалеке от главного усадебного дома, на берегу реки. Она видна на фотографии конца XIX века. В планировочную систему были включены регулярные элементы из предыдущего периода: подъездная дорога к дому и поперечная аллея. Подъездная аллея заканчивалась перед домом разворотным кругом с клумбой в центре. Основу насаждений парка составляли местные породы: липы, клен остролистный, дуб, вяз, ель. Большинство насаждений образовывали группы, куртины и рощи. Были устроены спуски к реке – лестницы. Севернее от дома на реке находилась мельница.

Обоснованием предположения о возникновении пруда и живописного парка вокруг него во второй половине XIX века является изучение исторического плана 1852 года, на котором подробно изображена усадьба, но не показан пруд. А на плане строений усадьбы 1896 года пруд уже имеется.

В конце XIX – начале XX века становится модным среди состоятельных людей и людей среднего достатка проводить лето на природе. Не все могли себе позволить иметь собственные загородные дома. Кроме того, многие знатные фамилии, имевшие в собственности усадьбы, после отмены крепостного права не в состоянии были содержать огромные поместья и вынуждены были искать средства для существования. Тогда зародилось дачное движение, когда помещики сдавали свои усадьбы с домами и парками в наем. Не стало исключением и Майданово. В 1861 году усадьбой владеет Н.В. Новикова, которая начинает принимать дачников. Одним из таких дачников в 1885-1887 и в 1891-1892 гг. стал П.И. Чайковский. Сначала Петр Ильич жил в главном усадебном доме, затем – в небольшом деревянном домике с выделенной территорией. Кроме существующих построек, которые использовались под дачи, на территории возводятся дополнительные строения. Дачные постройки функционально соединялись дорожками.

5

С 1917 года усадьба остается фактически без хозяина. Парк приходит в запустение. К 1930-м годам в непосредственной близости от усадьбы (и частично на ее территории) строится жилой поселок, парк пересекают транзитные дорожки. На месте главного усадебного дома (частично на его фундаменте) выстроен фабричный клуб – одно-двухэтажное каменное здание неопределенного стиля. Здание клуба своим объемом частично нарушило продольную планировочную ось. Главная усадебная дорога продолжается в северном направлении и тоже становится транзитной, соединяя поселок Майданово с селом и разделяя парк на две части. К этому времени были разобраны все усадебные постройки, утеряны скульптуры. На месте усадебного парка появляется парк нового времени – для трудящихся фабрики. Территория парка обносится металлической оградой, устраивается помпезный вход. Главными элементами парка культуры и отдыха стали детские аттракционы и танцплощадка. Перед восточным фасадом клуба установлен фонтан со скульптурной композицией. На местах, где стояли классические парковые скульптуры, устанавливают скульптуры пионеров и рабочих; на поперечной аллее – доску почета передовиков производства. На одной из аллей парка появляется бюст П.И. Чайковского. Газоны и пруд обносятся невысокой оградой. В эти годы парк живет насыщенной жизнью. Активно (хотя и не всегда квалифицированно) ведется уход за парком. Вероятно, в военные годы большая часть парковых насаждений была вырублена. После Великой Отечественной войны на территории парка возобновляются насаждения – высаживаются рядами липа, ясень, вяз, клен остролистный и лиственницы.

В постсоветское время культурная жизнь в парке затихает, разрушаются все сооружения (за исключением клуба) и скульптура. Территория используется местными жителями в качестве стихийного места отдыха и в результате страдает от нерегулируемой рекреации. Пруд заболачивается и зарастает. Появляются многочисленные стихийные входы на территорию. В периметральной зоне парка устраиваются подъезды к частной застройке, расположенной на границе с парком.

Концепция развития территории музея-усадьбы Майданово и обоснование проектных решений

После принятия решения о создании на территории бывшей усадьбы Майданово филиала Дома-музея П.И. Чайковского возникла необходимость разработки концепции проекта реставрации и приспособления территории бывшей усадьбы Майданово.

При создании мемориального музея-усадьбы необходимо совместить элементы реставрации и элементы приспособления его территории к современным условиям. Цель реставрации – зафиксировать и восстановить все сохранившиеся и определенные элементы усадьбы Майданово на период пребывания там П.И. Чайковского. Цель приспособления – создать функциональную экспозиционно-туристическую инфраструктуру с максимально комфортными условиями отдыха для посетителей усадебного комплекса.

В соответствии с поставленными задачами предусматривается реставрировать центральную часть парка с прудом – основу усадебного комплекса конца XIX века.

Концепция проекта реставрации была создана на основе историко-культурных исследований территории объекта.

Основным композиционным центром усадьбы конца XIX века является живописный копаный пруд с островами, вокруг которого воссоздаются прогулочные дорожки. Вдоль дорожек выстраивается сеть пейзажных картин, в которых участвуют воссоздаваемые скульптуры и мостики между островами. На восточном и юго-западном берегах пруда устанавливаются беседки. Возможно, именно этот пруд и раскрывающаяся панорама пейзажных картин вдохновили П.И. Чайковского на создание многих его гениальных музыкальных произведений.

Именно пейзажи Майдановского пруда и парка легли в основу идеи создания на этой территории музейно-выставочного проекта «Сказочные образы балетов П.И. Чайковского».

В северной части пруда устраивается театр на воде. Сцена устанавливается на глади пруда между северным берегом пруда и северным берегом большого острова. На берегах с двух сторон от сцены располагаются амфитеатры зрительских мест. Таким образом, можно будет наслаждаться спектаклями на открытом воздухе, где декорациями будут служить пейзажи парка.

На западном берегу пруда воссоздается простой деревянный причал для лодок, который существовал в дачный период использования усадьбы. Лодочные прогулки позволят разнообразить досуг посетителей.

В южной части территории, на месте бетонного основания танцплощадки советского периода, предлагается устроить площадку для массовых мероприятий.

Для воссоздания первоначального облика усадьбы на мемориальный период было бы правильным воссоздать несколько деревянных дач, появившихся на территории усадьбы в конце XIX века, но не сохранившихся до нашего времени. Проектом предлагается построить две дачи в центральной части усадьбы по описанию и размерам, зафиксированным в страховой описи 1896 года. В одной из таких дач П.И. Чайковский жил в свой второй приезд в Майданово. Фасады проектируемых зданий предлагается восстановить по фотографиям конца XIX века, а также использовать аналоги подобных сооружений того времени. В одном из воссозданных домов предлагается разместить экспозицию, посвященную музыкальным произведениям, созданным П.И. Чайковским, в другом – экспозицию, отражающую культуру дачной жизни в России конца XIX века.

Западная часть усадьбы (где некогда стоял деревянный усадебный дом, который впоследствии был разобран, и на его месте построено здание клуба) является важной и самой древней частью усадьбы. Однако эта территория не вошла в границы землевладения филиала Дома-музея П.И. Чайковского. В проекте предлагается объединить западную и восточную части территории и использовать возрожденную усадьбу совместно с клубом в культурно-просветительских и организационно-массовых целях. Возле клуба требуется создать организационные площадки, где можно проводить различные мероприятия.

Особой территорией реставрации является склон реки Сестры, который являлся в усадебный период зоной внешних видовых раскрытий. Здесь находился усадебный дом, стояла беседка, по краю склона проходила прогулочная дорожка, в склоне была выложенная видовая площадка с дальними видами на пойму реки Сестры и окрестности, вниз, к купальне на реке, спускалась лестница. Необходимо воссоздать все эти элементы, за исключением усадебного дома, на месте которого в настоящее время находится здание клуба.

В восточной части территории объекта в мемориальный период была березовая роща. Проектом предлагается максимально сохранить существующие насаждения и дополнить их новыми посадками местных пород, а также улучшить естественный напочвенный покров.

Территория создаваемого музейно-усадебного комплекса требует охраны и соблюдения режимов эксплуатации памятника. Поэтому по периметру музея-усадьбы необходимо установить ограду и исключить несанкционированные транзитные проходы. Перед северным и южным входами устраиваются входные группы и автостоянки. Организуется дополнительный технический въезд с юго-востока.

В 2015 году мы отмечаем 175 лет со дня рождения Петра Ильича, и было бы более чем уместно включить в юбилейную программу работы по реставрации клинских усадеб, связанных его с его жизнью и творчеством.

6

Список материалов, использованных в историко-культурных исследованиях:

1. Кусов B.C. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. 1, М., 2004. (Клинский уезд), с. 284.

2. Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852, с. 461 (селения Клинского уезда).

3. ЦИАМ Ф 277, оп. 2, д. 2338. Дела Московского Земельного банка. 1893-1902 гг., лл. 65; 69; 97; 154-154 об; 164; 165 об; 174.

4. ЦИАМ ф. 299, on. 1, д. 343. «План № 1 Московского страхового от огня общества с описанием строений. 1896-1902 гг.».

Источник публикации: Журнал "Охраняется Государством" - статья "Усадьба для вдохновения"