О.А.Дробнич (руководитель ООО "Парковая Реставрация", ландшафтный архитектор, историк и эксперт)

Реставрация произведений садово-паркового и ландшафтного искусства часто вызывает бурные дискуссии как у профессионалов, также неоднозначно принимается широкой общественностью. Многие люди воспринимают парки как территорию, покрытую множеством деревьев и пересекаемую пешеходными дорожками с лавочками, урнами и фонарями. Озеленители стараются любое свободное пространство занять компенсационными посадками деревьев, зачастую нарушая композиционно-планировочную и пространственную структуру парка. Неумение видеть парк как произведение искусства характерно, к сожалению, для многих специалистов, от которых зависит его судьба. А оценить и сохранить красоту культурного или природного ландшафта способны лишь единицы.

 

Реставрация садово-парковых и ландшафтных объектов включает комплекс мероприятий, охватывающих не только рельеф, растительность и планировку, но гидротехнические и инженерные сооружения, малые архитектурные формы.

Методы реставрации могут быть различными, и для того чтобы, найти оптимальный путь, необходимы тщательные исследования.

Традиционные предпроектные исследования, проводимые при создании или реконструкции любых парков и других ландшафтных объектов, включают дендрологическое и лесопатологическое обследование древесно-кустарниковых насаждений, оценку травянистой растительности, определение стадии рекреационной деградации и рекреационной нагрузки, ландшафтный анализ, почвенное и гидрологическое обследования и другие. Для объектов культурного наследия еще необходимо проведение историко-культурных исследований, историко-ландшафтного анализа, породно-возрастного анализа, зондажа планировки, составления историко-культурного опорного плана, определения предмета охраны, анализ современного использования.

До начала любых исследований следует получить разрешение на их проведение, а также планово-реставрационное задание на выполнение проектной документации в органах охраны культурного наследия.

В процессе предварительных работ необходимо выяснить границы территории объекта культурного наследия и зон охраны, ознакомиться с его паспортом, а также предшествующей научно-проектной документацией.

Историко-культурные исследования включают историко-архивные и историко-библиографические изыскания, в результате их составляется историческая записка. Работа в архивах – кропотливое занятие, требующее немалого времени, соответствующего образования и опыта. Причем для получения сведений, касающихся парков и других ландшафтных объектов для исследователя очень важно обладать как глубоким знанием садово-паркового искусства, биологии, латыни и других языков, истории, архивного дела, так и обладать интуицией исследователя. В этом случае работа в архивах превратится в увлекательное занятие, дающее значительные результаты для понимания истории формирования объекта культурного наследия. Следует провести анализ полученных архивных и библиографических источников, сопоставить с данными натурного обследования.

Историко-ландшафтный анализ включает натурное обследование территории, выявление первоначальной композиционно-планировочной и объемно-пространственной структуры парка, дальнейшее развитие парка, определение периодов его развития, фиксацию сохранившихся и утраченных элементов.

Породно-возрастной анализ древесно-кустарниковых насаждений дает важную информацию о формировании парка на основании возраста и видов деревьев и кустарников. Возраст деревьев многих видов довольно точно определяется по годичным кольцам с помощью возрастного бурава. Можно оценить возраст и по внешним признакам: форма кроны и вершины, структура коры и т.д. Сложнее выяснить возраст кустарников, хотя к некоторым из них применим метод подсчета по годичным кольцам. Другие могут возобновляться новой порослью только на местах посадки, но также есть кустарники, которые агрессивно захватывают новые территории, зачастую занимая значительную часть парка.

Зондаж планировки – трудоемкий, но очень точный метод определения планировки парка, структуры дорожек и типов дорожных покрытий, которому предшествует тщательное натурное обследование территории, в первую очередь микрорельефа.

Историко-культурный (историко-архитектурный) опорный план является итогом всех вышеизложенных исследований и основой для проектирования. На опорном плане отражаются сохранившиеся и утраченные композиционно-планировочные и пространственные узлы, видовые точки, соответствующие всем основным этапам развития парка, выявляются элементы, подлежащие сохранению или восстановлению. Зачастую следует сопровождать историко-культурный опорный план схемами развития парка, соответствующими основным периодам.

Определение предмета охраны объекта культурного наследия – выявление совокупности тех признаков и элементов, наличие которых и определяет его ценность. Очень важно сохранить предмет охраны, а не утратить его при проектировании и последующей реставрации.

Анализ современного использования требуется как для принятия реставрационных решений, так и для проекта приспособления.

Важно, чтобы сам проектировщик-реставратор был в состоянии провести большую часть предпроектных исследований, чтобы лучше узнать и почувствовать объект, провести как можно больше времени в самом парке. Мне кажется неверной чрезмерная узкая специализация – дендролог, ботаник, архитектор, искусствовед. Профессия ландшафтного архитектора как реставратора парков должна объединять все эти и еще многие дисциплины.

На основе этих многогранных исследований необходимо выработать ландшафтно-реставрационную концепцию, которую следует согласовать со всеми инстанциями, осветить в средствах массовой информации, обсудить с широкой общественностью. Это очень важная и необходимая стадия реставрационной работы, позволяющая еще раз проверить принятые решения, убедить оппонентов, учесть замечания и пожелания, найти компромиссы, увязывающие совершенно противоположные точки зрения.

После принятия концепции, а чаще из-за сжатых сроков параллельно, разрабатывается проект реставрации и приспособления парка, комплексно решающий все проблемы от реставрации пейзажных видов до установки урн, потому что мелочей не бывает. Неправильно установленный элемент благоустройства - фонарь, урна или модная сейчас пластиковая туалетная кабина - способен уничтожить любой прекрасный пейзаж.

Потом следует долгий и иногда мучительный, но тоже необходимый, процесс согласования со всеми организациями, завершающийся экспертизой.

Наконец, объявлен тендер на проведение реставрационных работ. Какая организация выиграет его? Безусловно, она должна иметь лицензию Министерства культуры, состоять в саморегулирующей организации. Но эти условия не гарантируют качества проведения работ. Учебных заведений – профессиональных училищ – готовящих рабочих-реставраторов парков нет. Даже выпускники ландшафтных колледжей и училищ встречаются редко. В основном, приходят фирмы, занимающиеся либо благоустройством, либо реставрацией памятников архитектуры. И начинается Авторский надзор, больше похожий на фронтовые действия. С объекта можно уже не уходить вообще, потому что сроки сжаты, людей, включая руководителей и рабочих-иностранцев, надо обучать на ходу. Не уследишь – и нет прекрасного напочвенного покрова, состав которого не изменялся с 18 в., а на месте его – излюбленный газон, который расти не будет под пологом парковых насаждений.

Иногда в процессе реставрационных работ случаются неожиданные открытия, поэтому необходим и археологический надзор. Так при проведении работ по реставрации парка усадьбы Воронцово был обнаружен мост 18в. через граничную канаву у Парадного въезда. Рабочие снимали асфальтовое покрытие с подъездной дороги и пробили ломом основание, под которым была пустота, воспринятая ими как подземный ход. Работы были приостановлены, срочно организовали археологические раскопки, в результате которых и был откопан каменный мост над канавой. Мост и покрытие части подъездной дороги из булыжника реставрировали. Покрытие восстановили в соответствии со старой технологией – булыжники на основании из песка. По булыжникам неудобно ходить дамам на шпильках – поэтому пришлось сверху постелить пластиковую дорожку, частично скрывшую мощение. Парадоксально, что один серьезный ландшафтный журнал счел, что Парадный въезд реставраторы не успели закончить к большому празднику – Дню города, поэтому «стыдливо прикрыли дорожкой». Наверное, реставраторы в данном случае действительно виноваты – недостаточно проинформировали общественность о своих открытиях и достижениях. «Звенеть надо!», - говорил мне когда-то Борис Львович Альтшуллер, выдающийся архитектор-реставратор, заслуженный деятель культуры. Надо не только давать короткие интервью журналистам, телевидению и радио, устанавливать информационные стенды, но и публиковать результаты исследований и реставрационных работ отдельными изданиями, чтобы они были доступны профессионалам и любителям.

Окончание реставрации произведений садово-паркового и ландшафтного искусства означает лишь начало длительного и серьезного реставрационного процесса, заключающегося в уходе, формировании, эксплуатации. В отличие от других объектов культурного наследия, парки состоят из живых растительных элементов, которые растут, страдают от засухи, бесконечных дождей, мороза или варварства людей, болеют, размножаются, стареют и умирают. Поэтому для парка так важен постоянный, профессиональный уход. В этой сфере тоже множество проблем – система тендеров по уходам, отсутствие профессионалов, денег, специализированных регламентов и методик по уходу за парками – объектами культурного наследия.

В последнее время властями, органами охраны памятников, музеями, специалистами и общественностью принимается немало усилий по реставрации парков, среди которых есть успешные примеры. Успех может быть гарантирован только при условии, когда реставрацией и последующим уходом занимается специализированная профессиональная служба на протяжении многих лет.