Некоторые проблемы реставрации произведений садово-паркового и ландшафтного искусства
Для объектов культурного наследия еще необходимо проведение историко-культурных исследований, историко-ландшафтного анализа, породно-возрастного анализа, зондажа планировки, составления историко-культурного опорного плана, определения предмета охраны, анализ современного использования |
|
Озеленители стараются любое свободное пространство занять компенсационными посадками деревьев, зачастую нарушая композиционно-планировочную и пространственную структуру парка. Неумение видеть парк как произведение искусства характерно, к сожалению, для многих специалистов, от которых зависит его судьба. А оценить и сохранить красоту культурного или природного ландшафта способны лишь единицы.
|
Традиционные предпроектные исследования, проводимые при создании или реконструкции любых парков и других ландшафтных объектов, включают дендрологическое и лесопатологическое обследование древесно-кустарниковых насаждений, оценку травянистой растительности, определение стадии рекреационной деградации и рекреационной нагрузки, ландшафтный анализ, почвенное и гидрологическое обследования и другие. |
|
|
Историко-ландшафтный анализ включает натурное обследование территории, выявление первоначальной композиционно-планировочной и объемно-пространственной структуры парка, дальнейшее развитие парка, определение периодов его развития, фиксацию сохранившихся и утраченных элементов. |
|
|
До начала любых исследований следует получить разрешение на их проведение, а также планово-реставрационное задание на выполнение проектной документации в органах охраны культурного наследия. В процессе предварительных работ необходимо выяснить границы территории объекта культурного наследия и зон охраны, ознакомиться с его паспортом, а также предшествующей научно-проектной документацией. |
|
На основе этих многогранных исследований необходимо выработать ландшафтно-реставрационную концепцию, которую следует согласовать со всеми инстанциями, осветить в средствах массовой информации, обсудить с широкой общественностью. Это очень важная и необходимая стадия реставрационной работы, позволяющая еще раз проверить принятые решения, убедить оппонентов, учесть замечания и пожелания, найти компромиссы, увязывающие совершенно противоположные точки зрения. |
|
|
|
Иногда в процессе реставрационных работ случаются неожиданные открытия, поэтому необходим и археологический надзор. Так при проведении работ по реставрации парка усадьбы Воронцово был обнаружен мост 18в. через граничную канаву у Парадного въезда. Рабочие снимали асфальтовое покрытие с подъездной дороги и пробили ломом основание, под которым была пустота, воспринятая ими как подземный ход. Работы были приостановлены, срочно организовали археологические раскопки, в результате которых и был откопан каменный мост над канавой. Мост и покрытие части подъездной дороги из булыжника реставрировали. Покрытие восстановили в соответствии со старой технологией – булыжники на основании из песка. По булыжникам неудобно ходить дамам на шпильках – поэтому пришлось сверху постелить пластиковую дорожку, частично скрывшую мощение. Парадоксально, что один серьезный ландшафтный журнал счел, что Парадный въезд реставраторы не успели закончить к большому празднику – Дню города, поэтому «стыдливо прикрыли дорожкой». Наверное, реставраторы в данном случае действительно виноваты – недостаточно проинформировали общественность о своих открытиях и достижениях. «Звенеть надо!», - говорил мне когда-то Борис Львович Альтшуллер, выдающийся архитектор-реставратор, заслуженный деятель культуры. Надо не только давать короткие интервью журналистам, телевидению и радио, устанавливать информационные стенды, но и публиковать результаты исследований и реставрационных работ отдельными изданиями, чтобы они были доступны профессионалам и любителям. |