Старые традиции
в садово-паркового искусства в России
и их продолжение
в современном градостроительстве
в садово-паркового искусства в России
и их продолжение
в современном градостроительстве
|
Луга и рощи -
предтеча парков, до сих пор наиболее популярный вид пейзажа в России. На протяжении нескольких веков русские селения были окружены открытыми пространствами с преобладанием пашен.
Роща традиционно находилась вблизи селения и была местом отдыха, гуляний, а также служила утилитарным целям: сбор ягод и грибов, трав, заготовка веников, хвороста, сенокошение, вырубка деревьев по старости и выращивание новых. Рощи часто упоминаются в русском фольклоре. Предпочтение отдавалось березовым рощам, которые по-прежнему являются основным символом русского пейзажа.
В Дворянинове Болотовых также издавна была роща, в которой с детства любил гулять Андрей Тимофеевич. В Богородицке также существовали естественные рощи, которые стали основой пейзажного парка. Так, Болотов в 1785 году английскими садами в Богородицке называл рощи с прорубленными в них прямыми просеками.
Регулярная планировка
и пейзажные парки
и пейзажные парки
Регулярная планировка садов, получившая повсеместное распространение в России 18 века, была в первую очередь очень логична и удобна для организации плодовых садов и огородов. Огораживание их шпалерами – живыми зелеными стенами – дешевле и долговечнее любых оград, необходимых для выращивания фруктов, ягод, овощей.
Регулярно организованное пространство создавало ощущение порядка и соответствовало западной моде. Но, очевидно, что русским людям больше по душе живописность родного пейзажа, с рощами и лугами, запрудами на речках, необозримыми просторами. Наверное, поэтому с таким энтузиазмом, в том числе и Болотовым, были восприняты новые западные идеи пейзажных парков. Интересно наблюдать как они «приживались» на русской почве.
Регулярно организованное пространство создавало ощущение порядка и соответствовало западной моде. Но, очевидно, что русским людям больше по душе живописность родного пейзажа, с рощами и лугами, запрудами на речках, необозримыми просторами. Наверное, поэтому с таким энтузиазмом, в том числе и Болотовым, были восприняты новые западные идеи пейзажных парков. Интересно наблюдать как они «приживались» на русской почве.
Как создавать пейзажные парки?
Появились их словесные описания, в том числе и в переложении Болотова, кто-то видел их заграницей, в Петербурге и Москве, приглашались иностранные мастера, обучались наши заграницей. Разными путями происходило распространение моды. Некоторые преобразовывали регулярные сады в пейзажные парки. Другие создавали новые парки с использованием старых приемов.
В сельце Коноплине Старицкого уезда Тверской губернии маленький «Английский сад» (около 1 га) был разбит на крутом склоне берега Волги перед господским домом. Густая сеть извилистых дорожек, обсаженных вдоль дорожек плотными аллейными посадками лип, создавала своеобразный садовый лабиринт с выходом в центре к видовой площадке, откуда открывался прекрасный вид на Волгу и окрестности.
Появились их словесные описания, в том числе и в переложении Болотова, кто-то видел их заграницей, в Петербурге и Москве, приглашались иностранные мастера, обучались наши заграницей. Разными путями происходило распространение моды. Некоторые преобразовывали регулярные сады в пейзажные парки. Другие создавали новые парки с использованием старых приемов.
В сельце Коноплине Старицкого уезда Тверской губернии маленький «Английский сад» (около 1 га) был разбит на крутом склоне берега Волги перед господским домом. Густая сеть извилистых дорожек, обсаженных вдоль дорожек плотными аллейными посадками лип, создавала своеобразный садовый лабиринт с выходом в центре к видовой площадке, откуда открывался прекрасный вид на Волгу и окрестности.
Сюжеты-затеи в проектировании сада
Очень интересно формирование садов и парков в Кускове, сложившихся на протяжении 18в. Почти все сюжеты-затеи Регулярного сада, которых было великое множество, использованы в пейзажном парке «Гай», что в переводе с украинского означает рощу.
Маленький ансамбль Голландского дома, основательно построенного из кирпича, дополняли «Столбовая» («Разрезная») галерея и «Перспективная» беседка в китайском стиле. Кроме беседки в саду были «Перспективные декорации», представляющие собой берсо (крытую аллею или огибную дорогу) или просто протяженную аллею, заканчивающуюся тупиком, в котором был изображен фонтан или просто «трельяжная» штука. Эти же приемы Регулярного сада были использованы в Гае.
Такие же «обманки», «обманные здания в перспективном виде» устраивал Болотов. Очевидно, что они «перекочевали» в сады из театра, возможно, оказала свое влияние одна из любимых затей того времени - «прошпективный ящик с картинками», который был и у Болотова.
Окружающий ландшафт играет быть может самую важную роль в садово-парковом искусстве, поэтому его организации придавалось очень большое значение. При его формировании использовались крупные элементы ландшафта – рощи, леса, луга, пастбища, пашни, запруды, подъездные аллеи.
Как раньше, так и сейчас деятельность садовника - ландшафтного архитектора не ограничивается созданием садов и парков, но и охватывает формирование пейзажа страны в целом
Многие приемы садово-паркового искусства 18 века, в том числе Болотова, уместны не только при реставрации парков, но актуальны и при создании современных. Например, прием устройства дерновых дорог широко применим при устройстве спортивных газонов, автостоянок и дорог с газонным покрытием, но укрепленным разного рода пластиковыми или бетонными ячеистыми структурами. Современных попыток создания дерновых дорог в России нет.
Модная сегодня геопластика была популярна и в прежние века. Это был самый недорогой и самый долговечный элемент рельефа. И не только при создании садов и парков, но и при строительстве фортификационных сооружений – валов вокруг городов, земляных укреплений на полях сражений. В усадьбах обязательным элементом был граничный вал с канавой. По границе усадьбы копали канаву, из выкопанной земли формировали вал. По верху вала зачастую высаживали непроходимую живую изгородь из кустарников – желтой акации, боярышника, дерена. Дешево и долговечно. Границы владений, которые нередко составляли более тысячи десятин, обозначались проще – глубокими ямами на поворотных точках. И эти межевые знаки отлично читаются спустя две сотни лет.
Иногда валы вокруг усадебных садов делали высокими и широкими. На них устраивали дорожки, а иногда и аллеи. Тогда по ним можно было гулять, любуясь свысока как внешними пейзажами, так и внутренними. Вообще приподняться над землей очень полезно – иначе воспринимаешь мир и себя, да и сад и цветник видишь совсем иначе, чем с высоты своего человеческого роста. И этот прием – возвышения над землей – в разных вариантах широко применялся как в регулярных садах 18 века, так и в пейзажных парках 19-20 вв. В регулярных садах устраивались холмы, валы, «бастионы», пониженные партеры – буленгрины. В пейзажных – холмы-улитки, «парнасы», амфитеатры и другие виды возвышений.
Геопластика
Очень привлекательна и удобна различная дерновая мебель для сада – диваны, канапе и другие сиделки. Часто применялся метод посадки деревьев на искусственные холмики, особенно эффективный на сырых почвах.
Вернулась мода на лабиринты, различного вида и назначения. Любопытно использование «обманок» в качестве пробных моделей будущих парковых сооружений, так и в качестве самостоятельных объектов. Тем более, что современная техника и виртуальные технологии достигли больших результатов по созданию иллюзий.
Очень просто сделать зеленые беседки и берсо из растущих деревьев. Особенно хороши для этих целей ивы, липы.